Динамические GDS-турпакеты с перелетом на регулярных рейсах в этом году ставят рекорды по продажам. О том, какие направления в приоритете, почему мы видим такой «взлет» и продолжится ли этот тренд в 2023 году, мы беседуем с Юлией Голушковой, директором GDS-департамента туроператора ANEX Tour.
– Юлия, насколько давно ANEX Tour предлагает динамические турпакеты на регулярных рейсах?
– Еще 10 лет назад сложно было представить туры с перелетом из глобальных систем бронирования (или GDS-туры, от англ. Global Distribution System), которые с легкостью можно забронировать за один клик. Но теперь это реальность.
Собственно говоря, перелеты на регулярной основе мы предложили нашим туристам, еще в 2013 году, когда ANEX Tour аккредитовался в IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и ТКП (Транспортной клиринговой палате России). Но основой нашего бизнеса, разумеется, оставались чартерные рейсы, а это была просто одна из возможных опций.
В 2016 году мы поняли, что по чартерным рейсам работа максимально отлажена и глобальных изменений в технологиях не ожидается. Нужно было идти дальше и развивать отдел регулярных перевозок, который давал новые возможности и требовал много внимания, знаний, идей.
Поэтому мы создали новый департамент – GDS. В начале работы все заявки обрабатывались индивидуально вручную: первые подключенные перелеты были в Турцию, Испанию, Италию, ОАЭ. Сейчас, конечно, все не так – у нас полноценная технология динамического пакетирования.
– Давайте расскажем подробнее о том, что такое динамические GDS-туры?
– Конечно. Динамические GDS-турпакеты предполагают бронирование тура на регулярных рейсах любой авиакомпании, которая выполняет рейсы по нужному туристу направлению. Стоимость пакета рассчитывается в режиме онлайн.
Важное преимущество динамических GDS-туров – это огромный ассортимент и возможность выбрать любую дату вылета, авиакомпанию, тариф. Например, дешевый невозвратный или, наоборот, максимально комфортный с возможностью возврата, если планы на поездку могут поменяться, без багажа или с багажом и т.д. Можно летать и по специальным туроператорским тарифам.
Кроме того, в GDS-турах туристы пользуются подключенными программами лояльности авиакомпаний – мы всегда можем внести необходимую ремарку в бронь авиабилета. То есть это возможность для туристов летать любимым перевозчиком и при этом пользоваться продуктами ANEX Tour. А турагентам это существенно расширяет возможный пул продуктов для работы с клиентами с разными предпочтениями.
– Какую долю в общих бронированиях туров с перелетом у ANEX Tour занимали GDS-туры в последние три года? Как она менялась?
– Доля динамических турпакетов с авиабилетами из систем GDS у нас за последние три года выросла в семь раз. В 2019 году, при наличии обширной чартерной программы из городов России доля GDS-туров была небольшой, порядка 1%. Но направлений было много.
Так, например, к концу 2019 года к бронированию на регулярных рейсах у ANEX Tour было доступно 48 стран, среди которых можно выделить Бразилию, Германию, Францию, Индонезию, Маврикий, Панаму, Корею и другие направления по которым не было чартерных перелетов.
Год начала пандемии, 2020-й, внес свои корректировки, но можно сказать, что именно в это время состоялся новый этап развития продаж туров на регулярных рейсах. Мы активно продавали пакеты по России, и GDS-формат оказался здесь очень востребованным. Кроме обычных GDS-туров, стала пользоваться популярностью и услуга бронирования только авиабилетов на любые доступные рейсы по выбранным направлениям.
В 2021 году появилось больше стран с прямым чартерным перелетом, и для бронирования GDS было только 24 страны.
В связи с закрытием ряда стран и возникшими ограничениями в 2022 году у нас доступны GDS-туры, включая блоки на регулярных рейсах, в 31 страну, и их бронирования составляют уже 7% всех наших продаж.
– Доля динамических пакетов с GDS росла постепенно, или был какой-то резкий пик?
– Пик именно сейчас: мы видим резкий взлет популярности GDS в этом году. Так, если сравнить 2019 год и 2021 год, то количество продаж увеличилось всего на 47%. Много? Кажется, что да, но сравнивая 2021 и 2022 год, мы видим рост заявок на туры на регулярных рейсах уже в 6,7 раз. И это на конец ноября: год еще не завершен. Кстати, видим также очень яркий рост спроса на авиабилеты, приобретаемые через туроператора: в сравнении с 2019 годом спрос них вырос больше, чем в 10 раз.
– Блочная перевозка – это ведь технически тоже GDS-туры? В этом году у вас много блоков?
– Да, безусловно, блочная перевозка тоже входит в общее понятие GDS – ведь рейсы регулярные.
Напомню, в чем выгода туриста от блочной GDS-перевозки. Обычные авиабилеты в динамическом пакете «подтягиваются» с актуальной ценой на данный конкретный момент – у этой цены есть «тайм лимит»: период, когда эта цена действительна. Если в этот период тур с билетом не оплатить, далее стоимость может поменяться, иногда очень серьезно.
В случае GDS-блока цены на авиаперелет не динамические, а фиксированные: турист может забронировать тур и оплатить его, скажем, через два дня: цена при этом не изменится (а билет в свободной продаже за это время может подорожать).
В 2022 году мы взяли блоки мест на рейсах по наиболее востребованным направлениям: ОАЭ и Турция.
– Какие направления в 2022 году чаще всего бронируют с авиаперевозкой на регулярных рейсах из систем GDS?
– Сейчас в общем объеме бронирований GDS лидирующее место занимает Россия с долей 27%. В целом можно сказать, что большинство пакетных предложений по внутренним направлениям у нас представлены именно на регулярных рейсах, и мы наблюдаем увеличение количества заявок по России за последние три года.
От России совсем немного отстает Турция с долей 25%. Далее идут Мальдивы – 15%, ОАЭ –10% и другие страны.
– В чем вы видите основные причины такого резкого всплеска бронирований GDS-туров именно по этим направлениям?
– Рост GDS-бронирований, безусловно связан с дефицитом туроператорской авиаперевозки – как в количественном плане, так и из-за ограничений самой географии вылета. Кроме того, есть свой процент туристов, которые предпочитают путешествовать только на регулярных рейсах или только иностранными перевозчиками.
– По каким направлениям средний чек GDS тура наиболее высок в этом году?
– Сравнивать средний чек по направлениям, безусловно, сложно, тому причина динамическое ценообразование на регулярных рейсах. Спрос зачастую напрямую влияет на стоимость билета в ту или иную страну.
Минимальный средний чек за тур в 2022 году у нас был 600 евро (турпакет с регулярным перелетом на Кипр). Максимальный средний чек – у GDS-туров на Маврикий, он составляет 9211 евро.
– Активно ли покупают GDS-туры на Новый год 2023? По вашим оценкам, тренд на рост продаж динамических пакетов сохранится в следующем году?
– Наиболее популярное по GDS-турам направление на Новый год – это, конечно Россия – люди едут отдыхать на Красную Поляну, в приморский кластер Сочи, Шерегеш, на Северный Кавказ. Если рассмотреть зарубежные направления, на Новый год на GDS-перевозке хорошо продается Танзания (остров Занзибар), Сейшелы, Мальдивы.
Что касается вашего вопроса про перспективы 2023 года, то мы предполагаем, что доля GDS-бронирований по России и Абхазии будет достаточно значимой в 2023 году, и, скорее всего, как минимум сохранится на прежнем уровне. По зарубежным направлениям все будет зависеть от развития геополитической ситуации. Если будет увеличение объемов туроператорских перевозок и расширение полетных программы, рост продаж туров с авиабилетами из систем GDS, конечно, замедлится. Если же нет – то продолжится.
– Ваши планы в развитии технологии динамических пакетов в 2023 году?
– В 2023 году мы планируем блочную программу на регулярных рейсах в объеме не меньшем, чем в 2022-м. По GDS-турам предложим новые направления, интересные комбинации перевозки.
Будут и технические новинки GDS. Не хотелось бы забегать вперед, все-таки это коммерческая составляющая и политическая ситуация может вносить свои изменения. Главное, что у нас есть предложения рынку и мы не останавливаемся на достигнутом.
Коснусь только одной новости из наиболее интересных. В личном кабинете агента появилась техническая возможность самостоятельно изменить регулярный перелёт при досрочном снятии места с тайм-лимита при подтвержденной заявке. Технологические процессы крайне важны в эпоху глобальной цифровизации, и мы стараемся идти в ногу со временем.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: ANEX Tour