Забавные авиационные мифы и скучная правда

Авиационная отрасль очень мифологизирована: чего только не напридумывают мнительные пассажиры. Виной тому как сложные технологии в авиации, так и романтическое отношение пассажиров к ней: магия полета над облаками порой побеждает здравый смысл. Собрали собственную коллекцию забавных и не очень авиационных мифов и рассказываем, почему все не так.

Наша подборка состоит из реальных суждений, которые в течение многих лет работы в отрасли от очень разных людей услышали журналисты и редакторы «Вестника АТОР». Ранжирование условное, скорее по хронологии.

AIRBUS VS BOEING

«В Боингах пледы дают»

Ставший бессмертным хит многолетней давности. На самом деле, это суждение о сервисе на борту сформировано исключительно ввиду недостатка клиентского опыта. И оно не единственное в ряду подобных.

Все не так. Наличие тех или иных услуг на борту связано, в первую очередь, с политикой авиакомпании, классом обслуживания, статусом рейса, в редких случаях – с направлением. Марка самолета – последнее, чем можно обосновать наличие тех или иных услуг.

«Airbus – большие самолеты, а Boeing – маленькие»

Сложно даже предположить, чем вызвано такое утверждение. Скорее всего, также личным опытом.

На самом деле в линейке обоих конкурентов есть самолеты очень разной вместимости «на все случаи жизни». Да, статус самого большого пассажирского самолета на данный момент и впрямь принадлежит детищу концерна Airbus – двухэтажному A380, в теории способному вместить до 850 пассажиров в моноклассной компоновке. Но в итоге именно такого заказано не было. Эксплуатируются лайнеры с разными классами обслуживания, в которые помещаются до 530 пассажиров.

Что совсем не делает «малышом» Boeing-747 на 400-500 пассажиров, и не делает большим Airbus A319 на 120 кресел.

«Airbus плавнее взлетает»

Траектория взлета, так же как и плед на борту, будет объясняться скорее чем угодно другим, но не маркой производителя. Она зависит от аэродрома, времени суток, направления ветра, размера самолета и так далее.

Однако эксперты отмечают, что ввиду того, что Airbus и Boeing используют разные технологии жизнеобеспечения: разные системы изменения давления в салоне, рециркуляции воздуха и т.д., то в связи с индивидуальными особенностями отдельных пассажиров кто-то действительно может ощущать себя более комфортно в одном случае и менее комфортно в другом. Но это зависит скорее от пассажира, чем от самолета. И остается на уровне ощущений.

ЧАРТЕРЫ VS РЕГУЛЯРНЫЕ

«В чартерах кресла не откидываются»

Как выяснилось, это заблуждение довольно распространенное. Оно прозвучало из уст очень разных людей в разное время.

На самом деле оно связано, скорее всего, с путаницей понятий «чартерный рейс», «бюджетный перевозчик» и так далее. Сам по себе статус чартерного рейса еще вообще ничего не говорит об уровне сервиса и качестве организации перевозки. Он означает лишь то, что авиакомпания выполняет рейс не в рамках собственного расписания, а в пользу стороннего заказчика.

То есть все рейсы бизнес-авиации, например, таковы. А там, по понятным причинам, чего только не откидывается, не то что какие-то кресла. Туристу же обычно знаком тот «чартер», который везет его по заказу туроператора на курорт. Это может быть абсолютно тот же самолет, который «еще вчера» в зимнем расписании летал в регулярном статусе. То есть свойства кресел в нем никак не меняются.

«Кресла не откидываются» зачастую у лоукостеров. Борты которых, кстати, относительно редко летают в чартерном статусе – это другая экономическая модель. Хотя всякое бывает.

«Есть настоящие Turkish Airlines: там вино, виски, омаров дают и все бесплатно. А есть Turkish чартеры – там почти не кормят и кресла даже специально не откидываются»

См. выше. Нет, в обоих случаях это может быть один и тот же борт, летящий в регулярном статусе или заказным рейсом.

Обслуживание на борту во втором случае действительно будет зависеть от того, как договорятся авиакомпания и заказчик (туроператор). У авиакомпании «Россия», например, тоже встречались примеры, когда обслуживание на собственных и чартерных рейсах отличалось.

Но важно также понимать, что никакая авиакомпания не станет бесплатно одаривать пассажира (условными) омарами. Будьте спокойны: если «омары» (или иные экстра-приятности) на борту есть – вы за них уже заплатили. Если их на борту нет – вы купили билет (или турпакет) дешевле на стоимость тех самых «омаров».

Есть, конечно, и определенные региональные особенности: на одних направлениях авиакомпания использует более новые и «крутые» свои самолеты, на других – «что осталось».

Поэтому с креслами может по-разному сложиться и в зависимости от того, откуда лететь. Омары, кстати, тоже: не на всех направлениях авиакомпания грузит питание на обратный путь в «домашнем» аэропорту. Но это уже совсем другая история.

«Турагенты продают билеты только на чартеры»

Опять же, заблуждение, связанное с плохим пониманием рынка туризма и авиаперевозок.

Как правило, если туроператоры формируют туры с авиаперелетом, то «продавать билеты не на чартеры» – это как раз самый простой вариант для турагента. На профессиональном сленге называется «через GDS» – то есть к турпакету «подтягиваются» билеты из свободной продажи.

Также туроператор может взять блок мест на рейсе определенного авиаперевозчика в каком-то направлении. И тогда он сам будет регулировать загрузку выкупленных/забронированных кресел. Но рейс не станет от этого «более чартерным». Это все тот же регулярный рейс, где некий процент мест продал туроператор своим клиентам по своим спецтарифам.

Чартер – это скорее уже вершина туроператорского искусства. Собственные чартеры туроператоры ставят только на те направления, которые они точно смогут продать, поскольку в случае «настоящего чартера» объем кресел в самолете – в их распоряжении.

Ну а турагенты (то есть магазины) будут продавать тур ровно таким, каким его сформирует туроператор (производитель) – на чартерах ли, «на GDS», «на блоках».

«Чартеры всегда опаздывают»

Положа руку на сердце, в международной авиационной практике чартерные рейсы действительно считаются «вторичными» по отношению к регулярным. Однако это совершенно не значит, что их хуже обслуживают или же об их расписании аэропорты меньше заботятся.

Просто в загруженных аэропортах, где слоты (фиксированное время вылета) дороги, чартерным рейсам действительно может доставаться, например, не самое удобное время. Но, в любом случае, вероятностей очень много: все будет зависеть от конкретной авиакомпании, ее роли в жизни данного аэропорта и так далее.

Задержка же рейса не выгодна никому: ни перевозчику, ни аэропорту: первая теряет деньги, второй – время. Поэтому, в любом случае, все участники процесса будут предпринимать максимум усилий, чтобы пассажир рейса в любом статусе улетел вовремя.

Накладки случаются. Но это часть авиационной действительности, не более и не менее. И случаются они как с чартерами, так и с регулярными рейсами.

ПРАВА ПАССАЖИРА: ОТ ОБЕДОВ ДО ДЕТСКОГО ПЛАЧА

«Если самолет задержался, обязаны кормить комплексным обедом»

На самом деле то, кто, что и кому должен в случае задержки рейса, регламентируется Гражданским кодексом и Федеральными авиационными правилами.

В частности, в ФАП 99 сказано, что при задержке рейса по вине перевозчика, авиакомпания обязана

  • Предоставить пассажирам с детьми до 7 лет комнату матери
  • Дать возможность сделать 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по электронной почте
  • При задержке на 2 часа и более предоставить прохладительные напитки
  • При задержке на 4 часа и более предоставить горячее питание. Далее – каждые 6 часов днём и каждые 8 часов ночью.
  • При задержке более 8 часов днем и 6 часов ночью авиакомпания обязана бесплатно разместить пассажиров в гостинице и доставить в нее и обратно.

Заметьте, о том, что питание будет выражено первым, вторым и компотом, нигде не сказано. Зато четко сказано то, что при задержке менее 4 часов вообще никакого питания никому не полагается.

«Вы не имеете права, чтобы ваш ребенок плакал в самолете, а иначе я сам буду орать»

Пожалуй, права пассажиров – вообще одна из самых животрепещущих тем в данном контексте.

На самом деле они все прописаны в правилах перевозки и других официальных документах. С ними можно ознакомиться и на сайтах авиакомпаний.

И нет, это так работать не будет. Если взрослый пассажир не умеет держать себя в руках, будет вести себя подобно младенцу или, например, слушать музыку без наушников, он может быть зачислен в ряды авиадебоширов: специально мешать другим пассажирам на борту напрямую запрещено.

На младенцев эта норма не распространяется – ни один младенец не кричит специально, чтобы позлить соседа.

Екатерина Тропова

Фото: pxfuel.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР